Глобальные тренды или голосуем рублем (часть III)

Органическая пища

Растёт спрос на натуральные продукты питания: отказ от химической пищи очевиден. В начале XX века в мире начинает развивается экофермерство. Лучшим способом получить на стол чистые органические продукты является личное знакомство с фермером или сертификат органического продукта.

В России отсутствует федеральное законодательство в области органического земледелия. Фактически каждый производитель волен назвать свою сельхозпродукцию «органической», «экологической», «био» не зависимо от использования или неиспользования пестицидов, ГМО в растениеводстве или гормонов роста в животноводстве. Понимая это, многие российские фермеры нацелены на получение европейского сертификата, что укрепляет их позицию как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Или пройти отечественную сертификацию по системе «Листок жизни». Обе сертификации недёшевы и охватывают весь цикл производства конечного продукта.

А пока остается надеяться на порядочность и ответственность фермеров: за хорошую и вкусную продукцию мы уже голосуем рублём в фермерских магазинах.

Местная еда

Или локоворство (локаворство) – это употребление в пищу местных продуктов: овощей, фруктов, ягод, яиц, мяса. Локоворы-консерваторы ограничивают выращивание местных продуктов территорией в 100-200 км от места проживания, более современные локоворы расширяют границы до региона или страны. Изредка допускаются экзотические продукты.

Принцип региональности снижает транспортный след продукта, принцип сезонности – химический, так как для экспорта овощи и фрукты снимаются недозрелыми и их нужно сохранить и «доспеть». Предпочтение местных продуктов поддерживает местных производителей и развивает локальную экономику.

И если приготовить из местных сезонных продуктов блюда по традиционным региональным рецептам, то сторонники локоворства становятся вдобавок хранителями  национальных кухонь.

Фриганство vs перепроизводство

Протестное движение, направленное против выбрасывания в мусорные баки товаров, пригодных к использованию: продуктов питания, одежды, техники и прочего, фриганство – «free» (свободный) и «vegan» (вегетарианец).

Современные фриганы — это не нищие, бездомные или опустившиеся люди, это вполне  адекватные граждане, осознанно вышедшие из привычной экономической жизни для снижения потребляемых ресурсов. Среди них учителя, охранники, бывшие и настоящие представители по связям с общественностью и многие-многие другие. У них есть и высшее образование, и семьи, и нормальная работа, и достойная зарплата, и жилье. Но инспектировать мусорные баки  их заставляет убеждение, что глупо не пользоваться теми сокровищами, для производства которых уже потрачено множество ресурсов.

В развитых странах из-за перепроизводства владельцам магазинов дешевле выбросить на свалку многие товары, чем нанять персонал для их сортировки и переработки. Поэтому фриганы создают партнёрские отношения с местными предприятиями – их владельцами или продавцами, официантами, охранниками, — чтобы иметь возможность забрать продукты питания и другие товары вовремя. При устойчивых отношениях сторон товары не попадают в мусорные контейнеры, а складируются по договорённости в определённых местах, откуда фриганы их и забирают.

Так продуктовых магазинов избавляются от некондиционных, но годных к переработке, продуктов;  пекарни – от  несовершенной, но свежей выпечки, магазины одежды ликвидирует нереализованную прошлогоднюю коллекцию одежды, обуви, аксессуаров. Реальные объемы нераспроданных товаров поражают.

И если на заре движения фриганов интересовали только продукты питания, то сегодня некоторые из них окружили себя необходимыми предметами, найденными исключительно в мусорном контейнере или рядом с ним: бытовая техника, одежда, аксессуары, домашняя утварь. При этом у фриганов существует свой кодекс чести, не позволяющий воровать, копаться на свалках, вмешиваться в личную жизнь. Более того, кодекс требует поддерживать чистоту на мусорной площадке.

Российские фриганы, как и их братья по убеждениям из других стран, общаются между собой, устраивают обмен находками, делятся излишками. О пермских фриганах нам пока ничего не известно, но из других городов ребята общаются, ищут единомышленников. Вот несколько реплик из группы в одной из социальных сетей:

«…обменяла пару курток на квашеную капусту и фарш на сапоги»;

«Работаю но на многое не хватает. Частично восполняю недостающее со свалок. Корм для кошек, светильник, фонарик, верхняя одежда, метал на сдачу. Многое люди кидают от того что не знают кому отдать»;

«Сфриганил пол-коробки бананов, коробку зефира в шоколаде, йогурты «Эпика», пакет сала соленого, жене шубу из ханорика, какие то конфетки».

Это целый мир, реально снижающий производство отходов. Но далеко не каждый примет такую философию жизни.

Шеринговая экономика

Экономику совместного пользования создает поколение Y: платёжеспособное и нацеленное на пользование, а не владение. Зачем покупать перфоратор, если он понадобиться один раз в пять лет? Целесообразно взять его друга или в краткосрочную аренду на шеринговом сервисе строительных инструментов.

Идея повторяет распространённую  когда-то очень широко услугу проката. Мне, например, родители брали в ателье проката фортепиано. Правда, оно было очень уж многократно использовано, но на первое время подошло.

Так и сейчас, появляются самые разные шеринговые сервисы: велошеринг, каршеринг, роадшеринг, фудшеринг и прочие. Большая проблема заключается в качестве шеринговой услуги – он-лайн-репутации владельца сервиса и ответственности пользователей. Например, клиенты забронировали недорогое, но очень приличное, судя по фотографиям он-лайн-сервиса, жилье, а получили лачугу.  Или сервис предоставил недорогой велосипед в краткосрочную аренду за небольшую сумму, а обратно получил только колёса – головная боль!

Поэтому как вариант шерингового сервиса существует частное совместное пользование между доверяющими друг другу людьми или семьями: приобретается вскладчину один, например, автоприцеп, а пользуются им и содержат все.

   В результате краткосрочная аренда позволяет более эффективно использовать ресурсы: не имея автомобиля через шеринговые сервисы реально организовать миллионы поездок по всему миру. Подобная экономика пока не имеет полноценного регулирования государством, но позволяет эффективно использовать уже введенные в оборот ресурсы, снижая негативное воздействие на окружающую среду.

В Пермском крае развиваются каршеринг и стройшеринг. Возможно, другие виды сервиса.

Увеличение срока службы

Пэчворк: старые джинсовые вещи и лоскуты

Или бережливость, крепко забытая многими. Кто-то помнит, как наши бабушки штопали нам теплые носочки? А мамы ставили заплаты на рукава, там, где локти, а дедушки подшивали валенки и запаивали прохудившиеся кастрюли, паяли какие-то железки в оправах очков и носили их потом всю жизнь? А отцы перебирали двигатели стареньких «Жигулей», чтоб они ещё побегали? Помните? Детские коляски и санки передавались от соседа к соседу.

Это и есть бережное отношение к вещам и предметам: их ремонт и починка, продление срока использования разными способами. 

Кстати, лебеди из автомобильных шин и поросята из пятилитровых бутылей – из той же оперы.

Бережное отношение к вещам чрезвычайно популярно у целеустремлённых людей. Мучиться и выбирать туфли или галстук к сегодняшнему туалету? Зачем? Существует капсульный гардероб, в котором есть минимум вещей и максимум вариантов их сочетаний.

Пять дешёвых вещей или одна очень крутая и качественная? – Выбор очевиден: одна и надолго. Сломалась техника? – Отремонтируйте её, и больше не приобретайте дешёвых часов, обуви, мебели, снегоуборщиков и шлифовальных машин. Шляпка вышла из моды? – Обратитесь к дизайнеру: кружево, бусины, несколько взмахов иголкой и перед вами совершенно новая вещь! Обменяйте надоевшую вещь, ведь существует дресс-кроссинг. В Прикамье тоже.

Ремонт и починка – девиз сегодняшнего дня.

Таковы основные глобальные тренды, направленные на снижение нагрузки на окружающую среду, уменьшение объёма отходов, регулирование потребления и экономию личного бюджета. Это далеко не все возможности сохранить здоровье планеты, но выбор есть.  

И. Девяткова

Warning: Illegal string offset 'openstat_counter_code' in /home/virtwww/w_wp2-permeco_1b6b57aa/http/wp-content/plugins/openstatcounter.wordpress/openstatcounter.php on line 55