Научный взгляд на экологическую реформу (часть II)

Об экологической реформе рассуждаем с Д.Н. Андреевым

Контейнер — пункт приема раздельно собранных фракций, Пермь

— В территориальную схему заложено строительство шести мусоросортировочных заводов. Достаточно ли это количество для региона?

— Нет. И мы никогда не достигнем заявленных цифр, если будем заниматься только мусоросортировкой. Когда мусоровоз приехал к контейнерной площадке, свалил все в один бак, спрессовал, привез это все на сортировку, и из этого —  в среднем — всего 6 % может быть использовано в дальнейшем. Поэтому упирать на сортировки, я думаю, не стоит. Сортировка — это что-то  дополнительное к основному мероприятию. А это – раздельный сбор мусора на местах, на контейнерных площадках. На самом первом шаге должна быть организована сортировка. Тогда она будет эффективней, и доля выделенного материала будет намного больше.

— Но 89-РФ закон нас не обязывает устанавливать на мусорных площадках контейнеры для раздельного сбора мусора.

— Я и говорю о стратегии, она касается изменения региональных законов.

Тогда на региональном уровне было бы  полезно принять акт, обязывающий производителей ТКО разделять мусор на фракции?

— Обязать – это довольно-таки жестко и сложно. Мы можем стимулировать. Например, самый главный механизм стимуляции – это тариф. Дифференцированный тариф, который, в идеале,  будет зависеть от фактического образования мусора.

— Это реально сделать в многоквартирном доме, где 600 хозяйств?

— Да, фактической объём считается с одной контейнерной площадки.

— Есть семьи, отходы которых за год составляют около одной  литровой банки. Как мы в многоквартирном доме вычленим эту часть и составим для этих семей дифференцированный тариф?

— Считается отход, накопленный на одной контейнерной площадке.

— Тогда это будет общая, разбросанная на всех жителей, сумма. Например, вы сортируете мусор в своей квартире, я сортирую мусор в своей квартире, а наши соседи – нет. Мы с вами выбрасываем по два килограмма отходов в месяц в общий бак, а каждый из них – по 60 кг. Но платить мы будем одинаково за квадратный метр.

— Да. Но если у вас в двух квартирах сортируют, а в соседнем доме – ни в одной, то у вашего дома тариф будет ниже. И тем самым уже с помощью информационных технологий можно показывать, что сортировка приносит реальную экономию.

— Но это составит два рубля экономии.

— Если две квартиры – то да, а если 20 – это будет уже весомо.

— Как же добиться этого? Это информационная политика.

— Именно информационной политикой можно добиться увеличения количества этих квартир. Это касается каждого, всех: и органов местного самоуправления и правительства, и регоператора, и, очень важно, ТСЖ и УК. Это очень важно.

Когда мы придём к этому, а мы должны прийти, хотя бы не по фактическому сбору, а по наличию раздельного сбора, можно будет  льготы предлагать и снижать тариф. Это уже возможно в рамках действующего законодательства.

— В моем доме организовано ТСЖ. Что я должна сделать, чтобы у нас были установлены контейнеры для раздельного сбора мусора, для сбора опасных отходов?

— Во-первых, контейнеры для сбора опасных отходов должны быть установлены в каждом ТСЖ и УК в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 и Постановлением администрации города Перми от 12.03.2019 № 152 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми», которое обязывает во всех многоквартирных домах устанавливать эти контейнеры. Более того, уже года три мы платим за эту услугу, но она по факту не оказывается. Если не устанавливается этот контейнер, то жители могут направить жалобу в жилищную инспекцию. Это то же, что вы заплатили за электричество, а услугу вам не предоставили.

— Какая доля жилого сектора в нашем городе должна быть охвачена, чтобы РСО начал приносить реальные результаты.

— Никто, думаю, не считал, все зависит от отдельных фракций. Два направления, которые должны развиваться параллельно: раздельный сбор  и сортировка. Собрали вы стеклянную тару и куда с ней?

— В Перми существует проект «Экодвор», где собирают в том числе и белые банки и темное стекло.

— В Пермском крае их не перерабатывают. Их возят в другой регион, представьте логистику.

 — Значит, нужен некий оператор, который будет аккумулировать транспортную партию?

— Нет, параллельно  с раздельным сбором, для повышения его эффективности, в крае должна быть налажена переработка всех основных фракций. Или так и будем батарейки в Челябинск возить? А сколько бензина надо сжечь, чтобы довезти батарейки до Челябинска и обратно порожняком вернуться? Это почти 500 км в одну сторону. Какой доход мы получаем от такой перевозки? Это неразумно. Развивать переработку – значит создавать условия для бизнеса.

Продолжение следует

Warning: Illegal string offset 'openstat_counter_code' in /home/virtwww/w_wp2-permeco_1b6b57aa/http/wp-content/plugins/openstatcounter.wordpress/openstatcounter.php on line 55