Птицы и самолеты (часть I)

«Это мы, люди, вторгаемся в жизненное пространство птиц. Небо принадлежит не только нам. Оно принадлежит природе, принадлежит Земле. И птицы находятся в своей стихии. Это мы к ним лезем, и нам надо научиться рядом с ними летать».

Юрий Сытник, член комиссии при Президенте Российской Федерации  по вопросам развития авиации, заслуженный летчик России.  Из комментария о падении Airbus A321 15 августа близ аэропорта «Жуковский»

Основной причиной возгорания двигателей и потери тяги самолета остается попадание птиц в двигатели. Птицы, несмотря на работающую систему отпугивания птиц ЛИИ им. М. М. Громова, оказались в зоне взлетно-посадочной полосы.

Откуда взялись птицы?

В интервью РИА «Новости»  орнитолог, кандидат биологических наук Виктор Зубакин прокомментировал поведение птиц: «Птицы могли выбрать взлетную полосу для отдыха во время перелета и не успеть улететь от самолета». Ученый убежден, что в конце лета, во время послегнездовых кочевок в район Жуковского могли залететь северные птицы на пути миграции. Птицы собираются в стаи и могут сесть на равном открытом пространстве, каким является взлетно-посадочная полоса. Услышав самолет, вспугнутая стая начинает взлетать, но скорость лайнера выше скорости стаи. Птицы не успевают взлететь и улететь в сторону. Это вариант с сидящей стаей. Но самолет мог встретиться и с летящей стаей. 

Тогда это могут быть местные сизые чайки (в августе большая часть озёрных чаек, гнездящихся в Московской области, её покидают). При этом эксперт отметил, что «правила эксплуатации аэропортов в части снижения риска столкновения с птицами предполагают, что сооружения должны быть расположены вдали от свалок, трава на территории должна быть подстрижена, чтобы не водились мелкие грызуны и не провоцировали появление птиц».

По некоторым версиям, чайки могла прилететь с полигона «Сафоново», расположенным на расстоянии более 10 км от аэропорта. Но в настоящее время он  законсервирован и покрыт грунтом. Мусор на свалку не возится, и кормовой базы для птиц там нет.

В интервью радиостанции «Говорит Москва» заместитель председателя правительства Московской области, министр экологии и природопользования региона Дмитрий Куракин исключил влияние свалки на аварию А321, подтвердив, что полигон закрыт в 2012 году, отходы туда не завозятся много лет и расстояние от полигона до места инцидента слишком большое. Он также отметил, что кормящиеся на полигонах птицы «никогда не отдаляются от них».

Но в 1,5 км от аэродрома расположена незаконная свалка у озера Глушица. Внимание на нее еще в 2017 году обратила прокуратура, но мусор туда свозится до сих пор.

Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации запрещают размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов — до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Реагируя на повышенное внимание к вопросам ближайших к аэропорту «Жуковский» полигонов и свалок на сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 15 августа была размещена информация:

«В районе не более 2 км от взлетно-посадочной полосы аэропорта «Жуковский» размещены следующие объекты по обращению с отходами:

1. Мусороперегрузочная станция ООО «Экосерсвис» (земельные участки с кадастровыми номерами: 50:52:0020225:30; 50:52:0020225:35). В соответствии с Соглашением между Росприроднадзором и Правительством Московской области, утвержденным Правительством Российской Федерации от 03.08.2016, а также в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 «О внесении изменений в положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, положение о Министерстве энергетики Московской области, положение о Министерстве экологии и природопользования Московской области и в некоторые нормативные правовые акты Московской области», Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области осуществляет часть полномочий в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления, а также осуществляет лицензионный контроль.

Продолжение следует

Warning: Illegal string offset 'openstat_counter_code' in /home/virtwww/w_wp2-permeco_1b6b57aa/http/wp-content/plugins/openstatcounter.wordpress/openstatcounter.php on line 55